Н. И. Формановская. Социально-культурная сущность речевого этикета | |
В статье определены сущностные признаки речевого этикета (РЭ) как регулирующих правил речевого поведения в ситуациях установления, поддержания и размыкания контакта коммуникантов в соответствии с их статусно-ролевыми и личностными отношениями в официальной и неофициальной обстановке общения. Выделены: языковое обеспечение РЭ как лексико-фразеологичесский массив (словарь) и как системно организованные ситуативно-тематические группы выражений и речевые проявления РЭ. Отмечены: социальная заданность ритуализованного речевого поведения, связь с категорией вежливости, речеактовая природа единиц РЭ, принадлежность национальной культуре. |
|
Л. Л. Федорова. Механизмы изменения дистанции в речевом взаимодействии | |
В основе этикета как ценностной семиотической системы лежит уважение достоинства. Знаки вежливости могут быть упорядочены по ценности — по шкале социальной дистанции в соответствии с ситуациями общения. Регулирование величины социальной дистанции производится выражением отношений присвоения, отчуждения, возвеличивания, уничижения. В статье рассматриваются некоторые примеры изменения дистанции в речевом взаимодействии. |
|
Е. Н. Басовская. Обращения, которые они выбирают (штрихи к речевому портрету молодого поколения) | |
В статье рассматриваются виды обращений, которые русские школьники и студенты используют в различных коммуникативных ситуациях. Работа базируется на исследовании, проведенном |
|
Г. Е. Крейдлин. Невербальный этикет: невербальные приветствия и прощания | |
Речь в работе идет о некоторых аспектах невербального семиотического коммуникативного поведения в его соотношении с вербальным поведением. Невербальные приветствия и прощания рассматриваются как комплексные семиотические акты, которые (1) включают в себя невербальные (в большинстве случаев вместе с вербальными) единицы — жесты разных типов, (2) по большей части представляют собой жестовые комплексы, состоящие из невербальных знаков разных типов (нередко в сочетании со знаками вербальными) и которые (3) люди используют с определенной целью, а именно чтобы, вступая в контакт с другим человеком и выходя из такого контакта, почувствовать партнера и дать понять ему, кто они друг другу. Анализируются типы ситуаций невербальных коммуникативных неудач, возможных в актах приветствия и прощания. |
|
Е. Б. Морозова. Поклон как этикетный жест | |
Статья исследует один из этикетных жестов — поклон, его роль, историю, функции и значение в коммуникации. В работе предлагаются возможные пути классификации этого жеста соответственно типу используемого контекста и приводятся некоторые интересные факты использования поклонов в разных культурах и эпохах. |
|
Н. М. Михайлюк. Диалог взрослого с ребенком: способы позиционирования слушающего | |
Статья описывает стратегию позиционирования слушающего в диалоге взрослого с ребенком. Использование такого рода стратегии обеспечивает возможность диалога как совместной деятельности обоих участников. Она позволяет взрослому обозначать себя как слушающего в диалоге, что особенно важно в разговоре с детьми, для которых роль слушающего не является такой очевидной как роль говорящего. Исследование проводилось на материале двух языков: русского и немецкого. Качественный анализ диалогов между взрослыми (родителями и воспитателями) и детьми (возраст от 1 года 8 месяцев до 4 лет 7 месяцев) в каждодневных ситуациях показал, что позиционирование слушающего реализовывалось одинаковыми языковыми средствами и выполняло одинаковые дополнительные функции в речи. Можно заключить, что позиционирование слушающего в диалоге взрослого с ребенком это стратегия, которая не столько зависит от выбора языка, сколько обусловлена культурными и общечеловеческими факторами. |
|
К. Такахаси. К поэтике сталинизма 1930-х годов: опыт дискурсивного анализа одной речи Сталина | |
В настоящей работе с помощью различных методов дискурсивного анализа анализируется речь И. В. Сталина |
|
И. М. Кобозева. Тема речевого этикета в бессмертной поэме Н. В. Гоголя | |
В данной статье объектом подробного рассмотрения является речевой этикет, представленный в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Тема этикета занимает важное место в поэме. Особенности вербального и невербального поведения основных персонажей вместе с авторскими комментариями снабжают читателя разнообразными данными, которые позволяют восстановить замысел вежливого поведения, лежащего в их основе. Лингвистический анализ этих данных показывает, что этот замысел включает большинство принципов и правил, которые были эксплицитно сформулированы только 150 лет спустя в современной прагматической теории вежливости. Очевидно, что по существу этикет оставался неизменным почти 200 лет, и в его основе лежит главный принцип вежливости: веди себя по отношению к собеседнику так, как ты хотел бы, чтобы он вел себя по отношению к тебе. |
|
И. А. Шаронов. Столкновение этикетных норм: церемонность и простота в общении | |
В статье рассматривается употребление группы слов с корнем «церемон-» в русском языке. Дается характеристика основных свойств церемонного поведения их отражение в этикете. Анализ материала демонстрирует, что церемонное поведение используется только в особых, социально значимых ситуациях и кажется странным, неестественным в быту. С другой стороны, элементы ритуального поведения вошли в этикет для поддерживания достоинства и статуса членов социума. Несоблюдение их может привести к конфликту. |
|
Т. В. Крылова. Немотивированное выражение недовольства: модели поведения, этические и этикетные аспекты оценки | |
В статье проанализирован значительный слой русской лексики, служащий для выражения немотивированного неудовольствия. В исследовании рассматриваются модели поведения, связанные с немотивированным неудовольствием, определяются различные ситуации, вызывающие такого рода эмоцию. Среди лексики, указывающей на немотивированное неудовольствие, выделяются слова, выражающие нарушение этикетных норм, рассматривается характер этого нарушения в каждом отдельном случае. Подробно анализируются семантические особенности слов «скромничать» и «прибедняться». |
|
Н. Ю. Лукашевич. Непосредственность и искренность как черты характера (представление с помощью шаблонов поведения) | |
Данная работа связана с семантикой слов, обозначающих черты характера человека типа непосредственный, искренний |
Адрес редакции:
125993 Москва, Миусская пл. 6, корп. 2,
РГГУ, Институт лингвистики
Электронный адрес редакции:
msk.ling.j@gmail.com