П. М. Аркадьев. Морфосинтаксис фокусной связки в бесленеевском диалекте кабардино-черкесского языка | |
В работе рассматриваются нетривиальные морфосинтаксические свойства связки ra в полисинтетическом бесленеевском диалекте кабардино-черкесского языка. Исследуются морфологический статус этой грамматической единицы, промежуточный между самостоятельной словоформой и клитикой, её способности к словоизменению и типы морфосинтаксических единиц, к которым она способна присоединяться. На основании изученных данных делается вывод о том, что морфологические характеристики связки обусловлены её синтаксическими функциями (участием в образовании фокусных конструкций). |
|
Ю. Е. Галямина. Каритив и комитатив в современном кетском языке | |
В статье рассматривается современное состояние падежной системы южного диалекта кетского языка, представленного в поселке Келлог. На материале полевого исследования доказывается исчезновение из речи более молодого поколения носителей показателя каритива и замена конструкций с каритивом конструкциями с русским предлогом «без» и показателем комитатива. |
|
С. В. Лахути. Процесс опосредованной коммуникации в средневековой иранской культуре: отражение в «Шах-наме» |
|
В данной статье производится попытка реконструирования процесса опосредованной коммуникации в доисламском Иране таким, каким он представлен в поэме Абулькасима Фирдоуси |
|
С. В. Мосалева, И. А. Шаронов. Особенности употребления коммуникативов группы подтверждения и согласия | |
В статье рассматриваются особые единицы диалога — стереотипные ответные реплики или коммуникативы, построенные на основе устойчивых сочетаний. Анализируются отличия таких диалогических единиц от их однословных вариантов, выявляются пути их описания на примере фразеологизмов подтверждения. |
|
Г. Г. Хазагеров. Проблема маргинализации диалога | |
Статья сфокусирована на проблемах современной диалогической речи. Генезис этих проблем связывается с теми периодами в истории языка, когда диалог в публичной речи занимал маргинальное положение или существовал в виде псевдодиалога. Основная гипотеза состоит в том, что проблемы возникают тогда, когда культивируются исключительно жанры эпидейктического красноречия, обслуживающие вертикальные связи, а общественным горизонтальным связям не уделяется внимание. Критичным был для истории русского языка древний период, а затем период тоталитарной пропаганды. Разрушительное действие пропаганды касается не столько картины мира, сколько коммуникативных практик. Главными проблемами признаются лингвистический цинизм, уход от аргументации и низкая ценность самого диалога. |
|
Г. Е. Крейдлин, Г. Б. Шабат. Формальный язык геометрии как знаковая система. I. Элементарный синтаксис | |
Статья продолжает серию работ, написанных совместно двумя авторами — лингвистом и математиком. Центральное место в ней занимает обсуждение природы и механизмов понимания научных текстов в их соотношении с бытовыми текстами. В предыдущих работах мы охарактеризовали основные способы контроля понимания научных текстов и описали важнейшие когнитивные операции над отдельными их видами. В этих работах были описаны с разной степенью подробности несколько языков геометрии: естественно-подобный язык, язык чертежей, координатный язык и язык геометрических преобразований. Основное внимание в этих описаниях было уделено лингвистическим особенностям рассматриваемых языков, прежде всего, их лексике, грамматике и прагматике. В настоящей статье речь идёт ещё об одном научном языке – о формальном языке геометрии. А именно, представлен один из его уровней, который мы назвали элементарный синтаксис. |
|
Н. И. Жинкин. Неудачные места школьно-учебных фильмов | |
Впервые переиздаваемая статья известного психолога и лингвиста, в которой на материале учебных кинофильмов предлагаются методы оценки и экспериментального изучения понимания и критерии оценки успешности и неуспешности кадров и эпизодов учебного фильма. Особенное внимание уделяется сравнению словесного и изобразительного ряда. Статья является одной из первых попыток коммуникативного подхода к проблемам успешности и неуспешности высказывания в речи. |
|
А. В. Захарова. Проблемы понимания и успешности коммуникации в прикладных киноведческих работах |
|
В статье рассказано о цикле прикладных киноведческих работ известного лингвиста и психолога Н. И. Жинкина, выполненных им |
|
М. Р. Кауль. Розалия Семёновна Гинзбург (1907–1978) — педагог и организатор науки: памяти дорогого Учителя | |
Статья посвящена памяти известного учёного-лингвиста и педагога Розалии Семёновны Гинзбург, которая внесла существенный вклад в становление теории семантики и общей теории англистики и практики лексикографии. Особое внимание уделено педагогическим методам Розалии Семёновны, её профессиональным и нравственным урокам, которые с благодарностью вспоминают её многочисленные ученики. |
|
А. В. Карпова. Неизвесные источники для формирования корпуса мемуарных текстов «Клуба мемуаристов» группы «Блумсбери» в архиве Королевского колледжа Кембриджского университета | |
В статье описывается процесс поиска и описания неизвестных мемуарных очерков участников группы Блумсбери, хранящихся в архивном центре Королевского колледжа Кембриджского университета. На основе проведенного исследования формируется корпус мемуарных текстов, который позволит в дальнейшем исследовать их структурные особенности и коммуникативный потенциал. |
Адрес редакции:
125993 Москва, Миусская пл. 6, корп. 2,
РГГУ, Институт лингвистики
Электронный адрес редакции:
msk.ling.j@gmail.com