Логотип МЛЖ МОСКОВСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Институт лингвистики РГГУ
РГГУ
Главная страница Архив номеров О журнале О редакции Ссылки

МЛЖ том 19 / "Вестник РГГУ" №11 (2017)
к cодержанию
Аннотации

П.М. Аркадьев. Морфосинтаксис фокусной связки в бесленеевском диалекте кабардино-черкесского языка

 

В работе рассматриваются нетривиальные морфосинтаксические свойства связки ra в полисинтетическом бесленеевском диалекте кабардино-черкесского языка. Исследуются морфологический статус этой грамматической единицы, промежуточный между самостоятельной словоформой и клитикой, её способности к словоизменению и типы морфосинтаксических единиц, к которым она способна присоединяться. На основании изученных данных делается вывод о том, что морфологические характеристики связки обусловлены её синтаксическими функциями (участием в образовании фокусных конструкций).


Ю.Е. Галямина. Каритив и комитатив в современном кетском языке
 

В статье рассматривается современное состояние падежной системы южного диалекта кетского языка, представленного в поселке Келлог. На материале полевого исследования доказывается исчезновение из речи более молодого поколения носителей показателя каритива и замена конструкций с каритивом конструкциями с русским предлогом «без» и показателем комитатива.


С.В. Лахути. Процесс опосредованной коммуникации в средневековой иранской культуре: отражение в «Шах-наме» А. Фирдоуси (X–XI  вв.)
 

В данной статье производится попытка реконструирования процесса опосредованной коммуникации в доисламском Иране таким, каким он представлен в поэме Абулькасима Фирдоуси «Шах-наме» (X в.). Поскольку герои поэмы неоднократно обмениваются письмами и устными посланиями, их анализ в совокупности с анализом окружающих фрагментов позволяет выделить ключевые части процесса опосредованной коммуникации и возможные варианты их реализации.


С.В. Мосалева, И.А. Шаронов. Особенности употребления коммуникативов группы подтверждения и согласия

 

В статье рассматриваются особые единицы диалога – стереотипные ответные реплики или коммуникативы, построенные на основе устойчивых сочетаний. Анализируются отличия таких диалогических единиц от их однословных вариантов, выявляются пути их описания на примере фразеологизмов подтверждения.


Г.Г. Хазагеров. Проблема маргинализации диалога
 

Статья сфокусирована на проблемах современной диалогической речи. Генезис этих проблем связывается с теми периодами в истории языка, когда диалог в публичной речи занимал маргинальное положение или существовал в виде псевдодиалога. Основная гипотеза состоит в том, что проблемы возникают тогда, когда культивируются исключительно жанры эпидейктического красноречия, обслуживающие вертикальные связи, а общественным горизонтальным связям не уделяется внимание. Критичным был для истории русского языка древний период, а затем период тоталитарной пропаганды. Разрушительное действие пропаганды касается не столько картины мира, сколько коммуникативных практик. Главными проблемами признаются лингвистический цинизм, уход от аргументации и низкая ценность самого диалога.


Г.Е. Крейдлин, Г.Б. Шабат. Формальный язык геометрии как знаковая система. I. Элементарный синтаксис
 

Статья продолжает серию работ, написанных совместно двумя авторами – лингвистом и математиком. Центральное место в ней занимает обсуждение природы и механизмов понимания научных текстов в их соотношении с бытовыми текстами. В предыдущих работах мы охарактеризовали основные способы контроля понимания научных текстов и описали важнейшие когнитивные операции над отдельными их видами. В этих работах были описаны с разной степенью подробности несколько языков геометрии: естественно-подобный язык, язык чертежей, координатный язык и язык геометрических преобразований. Основное внимание в этих описаниях было уделено лингвистическим особенностям рассматриваемых языков, прежде всего, их лексике, грамматике и прагматике. В настоящей статье речь идёт ещё об одном научном языке – о формальном языке геометрии. А именно, представлен один из его уровней, который мы назвали элементарный синтаксис.


Н.И. Жинкин. Неудачные места школьно-учебных фильмов
 

Впервые переиздаваемая статья известного психолога и лингвиста, в которой на материале учебных кинофильмов предлагаются методы оценки и экспериментального изучения понимания и критерии оценки успешности и неуспешности кадров и эпизодов учебного фильма. Особенное внимание уделяется сравнению словесного и изобразительного ряда. Статья является одной из первых попыток коммуникативного подхода к проблемам успешности и неуспешности высказывания в речи.


А.В. Захарова. Проблемы понимания и успешности коммуникации в прикладных киноведческих работах Н.И. Жинкина 1930-х годов
 

В статье рассказано о цикле прикладных киноведческих работ известного лингвиста и психолога Н.И. Жинкина, выполненных им в 1930-е годы. Показано место лингвистической проблематики в этих работах и особенно подчеркивается трактовка Жинкиным эффективной коммуникации. Указано на актуальность этих работ для современной прагматики и исследований структуры текста.


М.Р. Кауль. Розалия Семёновна Гинзбург (1907–1978) – педагог и организатор науки: памяти дорогого Учителя
 

Статья посвящена памяти известного учёного-лингвиста и педагога Розалии Семёновны Гинзбург, которая внесла существенный вклад в становление теории семантики и общей теории англистики и практики лексикографии. Особое внимание уделено педагогическим методам Розалии Семёновны, её профессиональным и нравственным урокам, которые с благодарностью вспоминают её многочисленные ученики.


А.В. Карпова. Неизвесные источники для формирования корпуса мемуарных текстов «Клуба мемуаристов» группы «Блумсбери» в архиве Королевского колледжа Кембриджского университета
 

В статье описывается процесс поиска и описания неизвестных мемуарных очерков участников группы Блумсбери, хранящихся в архивном центре Королевского колледжа Кембриджского университета. На основе проведенного исследования формируется корпус мемуарных текстов, который позволит в дальнейшем исследовать их структурные особенности и коммуникативный потенциал.



Главная страница Архив номеров О журнале О редакции Ссылки