Н. Н. Леонтьева. Юбилярам тринадцатого года | |
В статье на основе личных впечатлений нарисованы краткие портреты трех выдающихся исследователей языка: И. П. Севбо (Белецкой), А. Я. Шайкевича, А. В. Гладкого. |
|
Н. А. Коротаев. Синтаксические группы А. В. Гладкого: анализ конструкций с сочинением | |
На примере сочинительных конструкций русского языка демонстрируются основные понятия и возможности анализа синтаксической структуры в терминах синтаксических групп по А. В. Гладкому. Показывается, что в рамках исходной редакции аппарата, успешно справляющейся со случаями сочинения функционально однородных членов, невозможно адекватно описать сочинительные конструкции с лексико-семантической однородностью. Для исправления этого недостатка предлагается внести ряд изменений в формальное определение системы синтаксических групп (ССГ) и в процедуру построения ССГ. |
|
М. Р. Кауль. «...Статистика — это только у Шайкевича» | |
Рассказ о первых контактах с А. Я. Шайкевичем в годы студенчества и аспирантуры, впечатление от его научных работ и общественного поведения. |
|
В. И. Перебейнос. Как я стала заниматься лингвостатистикой | |
Рассказ о том, как конструктивная критика со стороны А. Я. Шайкевича раскрыла перед автором задачи и методы статистического изучения языка. |
|
М. Я. Гловинская. «Гармония» в «Активном словаре русского языка» | |
Предлагаются словарные статьи гармонировать и гармония из «Активного словаря русского языка» интегрального типа. |
|
Ю. Д. Апресян. Бегать и бежать: словарные статьи «Активного словаря русского языка» | |
В статье приведены тексты словарных статей глаголов бегать и бежать из готовящегося к публикации первого выпуска «Активного словаря русского языка», снабженные пространным лингвистическим комментарием. По замыслу, словарь должен содержать такую информацию о слове в каждом из его актуальных значений, которая необходима и достаточна не только для его понимания в произвольном тексте, но и для его правильного употребления в собственной речи говорящих. Реализация этого принципа приводит к существенному расширению объема обычной лексикографической информации и к появлению совершенно новых типов информации о слове. К ним относятся аналитическое толкование лексического значения и модификации толкования в различных контекстуальных условиях, описание сложных взаимодействий лексических и грамматических значений, подробные модели управления и их трансформации, характерные для слова невалентные синтаксические конструкции, семантически упорядоченное описание лексико-семантической сочетаемости слова, сведения о его синонимах, антонимах, дериватах и других типах слов, связанных с ним по смыслу, и ряд других. |
|
Л. П. Крысин. Специальный термин в русском просторечии | |
В статье рассматривается процесс взаимодействия разных подсистем русского национального языка, в частности использование носителями городского просторечия специальной (медицинской, |
|
М. В. Ахметова. Вариантность названий жителей (по материалам электронной базы СМИ «Интегрум») | |
Статья основана на статистическом анализе употреблений вариантов названий жителей населенных пунктов в местной прессе (на примере Иркутска, Кирова, Пензы, Петрозаводска, Пятигорска, Ставрополя, Тамбова и Твери) по данным электронной базы СМИ «Интегрум». Проведенное исследование позволяет выявить локальные предпочтения тех или иных вариантов либо конкуренцию вариантов, которая может быть обусловлена как редакторской политикой, так и актуальными тенденциями в развитии языка. |
|
Е. Л. Бровко. Конструирование и имитация как стратегии овладения синтаксисом | |
Статья посвящена рассмотрению особенностей детской речи на этапе перехода от однословных высказываний к двусловным. На материале речи двух детей выявляется два механизма, позволяющих объединять слова в высказывании: имитация (механизм, подразумевающий систематическое воспроизведение ребенком готовых фрагментов речи взрослого или своей собственной) и конструирование (самостоятельное построение ребенком высказываний, не имеющих образцов в речи взрослых). Прослеживается взаимосвязь между преобладающей стратегией и такими аспектами развития языка, как состав раннего словаря и активность ребенка в диалоге; а также описываются происходящие на разных языковых уровнях изменения, сопровождающие переход от одной стратегии к другой. |
|
Т. Ю. Кобзарева. Синтаксическая структура предложения в кодах знаков препинания | |
В работе исследуется, какие особенности структуры предложения в русском языке кодируются знаками препинания середины предложения. Для решения этой задачи на базе синтаксиса зависимостей определяется модель идеальной структуры предложения. На основе этой модели рассмотрен спектр значений и построена трихотомия функций знаков препинания середины предложения, позволяющая исследовать особенности функционирования знаков препинания в предложениях со сложной структурой в русском и других европейских языках. |
|
А. Р. Пестова, О. А. Шарыкина. Особенности функционирования идиомы *навести шорох (-а/-у)* в различных сферах речевого общения | |
Статья посвящена функционированию фразеологической единицы навести шорох (-а/-у) в различных сферах речевого общения: рассматривается, какие семантические компоненты идиомы актуализируются в зависимости от сферы общения и влияют ли они на её модель управления. Как показало исследование, в зависимости от контекста у выражения навести шорох (-а/-у) могут актуализироваться такие потенциальные семы, как ‘неожиданный успех’, ‘отчитывать, ругать’, ‘устроить скандал’, ‘физическое воздействие’, ‘наведение порядка’, ‘удивить’ и ‘напугать’. Модель управления данного фразеологизма не зависит от сферы речевого общения, в которой он употребляется. |
|
А. А. Салтыкова. Индикаторы имплицитной аксиологической модальности в текстах СМИ | |
Данная статья содержит некоторые результаты исследования имплицитной аксиологической модальности в текстах информационно-аналитических телевизионных программ. Объектом исследования послужили тексты Марианны Максимовской (программа «Неделя», телеканал РЕН), Михаила Леонтьева (программа «Однако», Первый канал) и Виктора Шендеровича (программа «Итого», НТВ). Задачей работы стало выявление индикаторов, позволяющих адресату распознать заложенную в высказывании имплицитную оценку, и обозначить причины, по которым в тексте возникает аксиологическая модальность. Рассмотрены шесть наиболее часто встречающихся типов индикаторов и три фактора возникновения имплицитной оценки в высказывании. |
|
А. Ш. Каганов. Инструментальное исследование спектральных характеристик речи в задаче криминалистической идентификации говорящего: теоретические основания и технология исследования | |
Темой настоящей статьи является технология исследования спектральных характеристик речи диктора в задаче криминалистической идентификации говорящего. В статье рассматриваются также те теоретические основания, которые связывают спектральные характеристики речи с биометрическми параметрами речевого аппарата человека. Статья основана на литературных источниках и материале реальных криминалистических экспертиз. |
|
З. М.Шаляпина. Некоторые возможности автоматической оптимизации лингвистического обеспечения системы обработки текстов при сущностном подходе к его организации | |
На опыте разработки экспериментального комплекса для японскорусского автоматического перевода ЯРАП (Институт востоковедения РАН) рассматриваются возможности, предоставляемые сущностным подходом к языку для моделирования при создании лингвистического обеспечения систем обработки текстов процессов усвоения языковых знаний человеком. |
|
Н. В. Гурьян. Об особенностях организации и подачи материала в древнекитайском словаре «Фанъянь» | |
Статья посвящена анализу и описанию древнейшего китайского словаря диалектной лексики. Особое внимание уделяется особенностям организации и подачи материала в словаре. Автор также затрагивает вопрос о преемственности между «Фанъянем» и его предшественником «Эръя». |
|
С. Ю. Семенова. О спецкурсе по теоретическим и прикладным вопросам изучения русской параметрической лексики | |
Обсуждаются лингвистические и методические основы спецкурса для студентов-лингвистов, посвященного свойствам русских параметрических слов, их структурированному лексикографическому представлению, а также алгоритмизации извлечения параметрической информации из текстов. Основное внимание в спецкурсе уделяется параметрическим существительным: их синтаксическим свойствам, словообразовательным моделям, тематической принадлежности, лексической сочетаемости, полисемии. |
Адрес редакции:
125993 Москва, Миусская пл. 6, корп. 2,
РГГУ, Институт лингвистики
Электронный адрес редакции:
msk.ling.j@gmail.com